Непревзойденный в нашем последнем конкурсе причесок, парикмахер топ-стилист салона красоты «Figaro» Степан Никифоров делится своей личной историей успеха и некоторыми секретами и бизнес приемами из–за кулис индустрии красоты. Про ирокез в правительстве и о том, что главное – это забота, в интервью от Море Салонов.

Степан, что ты больше всего любишь в своей работе, и что тебя раздражает?

Конечно, очень люблю то, что случается редко. Это две вещи: когда дают полную свободу для креатива и когда дают отрезать длинные волосы или косу.

Безумно раздражает, когда по телевизору показывают новый шампунь SYOSS, к примеру, и в конце добавляют, что он профессиональный или его выбирают профессионалы. У меня первый вопрос - покажите мне салон красоты, где пользуются этим шампунем?! Такая же картина с красками для волос.

А ещё очень бесят мифы про волосы. Есть миф, а почему так происходит, объяснения нет. Бесит, наверно, даже не само существование мифа, а то, что люди его рассказывают друг дружке и никогда даже не интересуются его научным объяснением. Одни из самых популярных мифов - что нужно мыться хозяйственным мылом, часто менять шампуни и что нельзя стричься во время беременности. Если бы я рассказал, что мы с женой нарушили во время беременности, поклонники мифов получи ли бы инфаркт.

Популярные мифы мы, кстати, разрушаем на странице нашего сайта в разделе МИФЫ.

 

 

 
А расскажи, чем профессиональная косметика отличается от той, что продается в обычном магазине?

Если просто, то встречный вопрос, ответ вы сами поймёте - чем отличаются Жигули от Мерседеса?
У меня в инструкции для настенных часов написано - не опускать в воду и не выкладывать на солнце. Это производитель страхуется от судебных исков. Описал, что нельзя делать - и тебя уже за это не засудят. С косметикой похожая ситуация.

Когда мы покупаем косметику в бытовых магазинах, нас не консультируют продавцы, нас не осматривает трихолог или парикмахер. Максимум, на что можно ориентироваться - это на характеристики: от перхоти, для жирных или сухих волос и т.п. Производитель, дабы не нанести ещё большего вреда в случае неправильного подбора продукта, добавляет в шампунь ингредиенты, которые, к примеру, избавляют от перхоти, всего 3% от общей массы покупаемого шампуня. Всё, что вы покупаете - на дне баночки. Такие серии косметики на заводах называются «public» - для общей массы потребителей. Скажу, что такие препараты являются только лишь средством гигиены. Если есть реальная проблема в перхоти или сухости/жирности и т.д., то такие нужные вам средства продаются лишь в профессиональных магазинах, салонах и аптеках.

Другой вид препаратов, выпускаемый заводами - это «professional», для салонов красоты. В них содержится от 40% до 60% веществ, реально избавляющих от возникших проблем. Но их стоит покупать после консультации врача-трихолога или парикмахера. В ином случае, если препарат не подойдёт, глобального вреда он, конечно, не нанесет даже при такой концентрации активных веществ, т.к. для профессиональной косметики используется совершенное другого уровня сырьё. Объясняется это тем, что потребители, для которых выпускается серия «public», не разбираются в препаратах, не могут сами поставить своим волосам диагноз и, самое главное, таких потребителей много. А это значит, что, если один шампунь не подойдёт 70% населения, то производители будут зарабатывать стабильных доход на остальных 30%. Но свой куш сорвут со всех 100%, пока они его пробовали.

Пользователи же серии «professional» ошибок не прощают. Потребители этой косметики: парикмахеры, они же салоны красоты, и все клиенты этих салонов. Если любой из этой цепочки скажет, что препарат - фуфло, от него откажутся все остальные. И весь концерн этой серии можно будет закрывать, т.к. весь сегмент будет потерян.

 

 

 

Почему ты вообще решил стать парикмахером и когда это понял?

Я никогда не учился хорошо. Я троечник. Поэтому знал ещё с 8 класса, что уйду сразу после 9-го. А куда - выбирал по нескольким критериям:

  • Чем будет нравиться заниматься (я всегда говорил - нет ничего хуже нелюбимой жены и работы).
  • Что будет востребовано всегда в любых условиях (и в революцию, и в кризис).
  • В какой профессии самый высокий карьерный потолок и где рост бы зависел только от меня.


Очень при выборе помогли тесты у психолога на проф. пригодность. Всем советую. Они показали, что я по натуре - «продажник», мог бы работать менеджером, в PR сфере и имиджмейкером. Последнее как раз отвечает всем моим условиям. Это доказал кризис 2009 года.

 

 

 

Сегодня ты - успешный стилист в одном из лучших салонов красоты города. С чего началась твоя карьера?

Со стресса. Первые, наверно, месяца 4, думал, что я бездарь и вообще зря убил на учёбу 4 года и более 100 000р. И это по меркам 2007 года. Для меня было мучением делать укладку и мелирование на фольге. Теперь-то раз плюнуть. Начинал работать в молодёжном салоне на Садовой, а через пол года попал в салон «Figaro». А его как-то нужно было поднимать с нуля, так что стресс ушел и в ход пошли мозги. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Вообще, я начинал свою карьеру, позиционируя себя, как мастер мужских стрижек. Почему-то мне легко давались мужские работы, хотя они считаются в нашей сфере сами сложными. То, что лучше получается, то и больше любишь делать. Но через полгода я попал в салон «Figaro»в преддверии нового года, а там - корпоративы и укладки, пришлось в спартанских условиях «полюбить» и женские виды работ. И на данный момент, спустя 6 лет работы, у меня 95% процедур именно женские.

У тебя есть кумиры или учителя? Что тебя вдохновляет?

В библии сказано - не создай себе кумира… Как-то никогда не фанател ни от чего, и в моей работе и жизни никогда не было кумиров. Я бы сказал, что есть люди, которые для меня являются авторитетом, и я бы прислушался к их мнению. В парикмахерской сфере я восхищаюсь технологами «Wella». Они большие молодцы. Всегда себе ставлю их в пример, когда творю, провожу семинары и работаю в салоне. А если брать из управляющих салонного бизнеса - это Анетт Орлова и директор сети салонов «Персона» Игорь Стоянов. Сидел с ними за одним столом - они гуру этой индустрии.

А вдохновить меня, наверно, как любого творческого человека, может всё, что угодно. И не всегда это стрижки и окраски других мастеров. До сих пор мечтаю и еще не реализовал окрашивание, как у павлиньего пера.

 

 

 

Приходилось ли тебе работать со знаменитостями?

Ох, если бы у меня в кресле оказалась Жанна Фриске! У меня в салоне бывают разные люди. Кто-то учится, кто-то работает в Газпроме, кто-то является модельером собачьей одежды, а кто-то – владельцем знаменитой имидж студии. Я не стремлюсь работать со знаменитостями, для меня очень важен фактор комфортного общения. Я не смогу работать в салоне, где стрижка стоит 5000 р., но при этом там царит постоянный пафос и ведутся пустые разговоры ни о чём. Моя знакомая, к примеру, работает в салоне, который посещает одна из наших звёзд. Когда она приходит, все «вешаются» только по той причине, что говорит она только с негативом о других людях, еще и энергетический вампир. Я считаю, оно того не стоит. Быстро появится седина и придётся самому краситься.

 

Посоветуй, как клиенту правильно донести свои пожелания стилисту?

О, это очень лёгкий вопрос. Приходите в салон с фотографиями того, что вы хотите. Пусть это даже будет 10 фотографий. На одной вам понравилась челка, на другой затылок, на третьей - цвет. Мастер всё это смоделирует в одну стрижку. Когда есть фотографии, работа упрощается на 80%. Лучше один раз показать.

Моя клиентка однажды сказала по этому поводу очень хорошую фразу. Она как-то порекомендовала подруге своего мастера маникюра, а та вдруг не оправдала ее ожиданий. Что не удивительно после серии размытых объяснений клиентки и жалоб «я не знаю, чего хочу». И моя знакомая сказала своей подруге: «Либо ты доверяешься мастеру на 100% и принимаешь его работу, либо понятно и чётко выражаешь пожелания, либо показываешь изображение того, чего хочешь. А иначе - не смей жаловаться на мастера».

 

Глядя на сегодняшние тенденции, какие прически, по-твоему, будут носить через 10 лет?

После кризиса 90-х годов в моду вошли длинные волосы. Слава богу, эта тенденция растворяется, т.к. дошло всё до крайности - у девушки волосы до лопаток, а через концы можно читать книги. Я с нетерпением жду, когда же в нашем правительстве появиться кто-нибудь с ирокезом. Хотя бы со скромной версией, как у меня.

Вообще, мне очень нравится тенденция натуральности, которая длится уже больше 5 лет. Я, наверно, больше желаю, чтобы лет через 10 поменялся наш менталитет, чтобы больше людей стремилось к креативу, самовыражению и ушла любовь ко всему тёмному.

 

Какие у тебя сегодня профессиональные цели?

В индустрии красоты я с 15 лет. И с тех пор понял, что есть несколько типов достижений:

1. Стать знаменитым.
2. Иметь стабильный достаток.
3. Творить и создавать.

Притом, все эти пункты могут быть как самостоятельными, так и комбинироваться. Лично для меня именно деньги всегда были эквивалентом успеха, но я не ставлю их во главе всего. Для меня по важности на первом месте всегда семья, но её нужно кормить, поэтому, каким способом будет достигнут пункт номер два, мне, как правило, всё равно. При условии, что всё честно и легально. Цель у меня - создать сеть салонов «Figaro».

Главным условием стиля работы всегда будет высокое качество обслуживания и забота о клиенте. Ее, как правило, нам всегда мало и не хватает. А в идеале - выйти на состоятельную пенсию годам к 30 и заниматься лишь семьей и хобби.

 

 

Какие самые ценные советы вы могли бы вынести из своего личного опыта для начинающих стилистов и владельцев салонов красоты?

Начинающим владельцам салонов и тем, кто хочет ими стать - не рассчитывайте, что салоны красоты - это та сфера, где стоит лишь поставить кресла, нанять мастеров и - «руби капусту». Эта сфера, как и многие другие, требуют вашего постоянного присутствия и контроля. В контроле, анализе и развитии вашего бизнеса помогут современные цифровые технологии. Создавайте сайты, онлайн-запись, корпоративные ТВ каналы и многое другое. По своему опыту скажу, что сайт дал нам очень много ценных партнёров и позволил обрести лицо и корпоративный образ для наших клиентов.

 

Например, онлайн-запись от «Море Салонов» - это мощный инструмент развития, анализа, управления и повышения лояльности клиентов. Как только у нас появилась онлайн-запись, мы повесили к каждому рабочему месту сенсорные дисплеи, благодаря чему мастера всегда имеют доступ к онлайн-журналу с последним посещением клиента, описанием его процедур и рецептов. Я мечтал о такой системе с самого начала карьеры. Теперь мечта сбылась, но планка растёт, и у меня для «Море Салонов» ещё идей на пару лет вперёд.

Есть еще одно шикарное решение для увеличения среднего чека и лояльности клиентов - корпоративный канал от студии «TVRec».

 

Начинающим мастерам. При выборе будущего места работы, отдавайте предпочтение салонам, где владелец сам - парикмахер.

Ваша задача для карьерного роста - это накопление клиентской базы. О вас никто не узнает, только если вы не стрижёте за 200 рублей у станции метро в центре города. А значит - вы должны начать самопиар. Это может сделать и ваш директор, но согласится на это один из ста директоров и эффективность этого будет 1/10 от той, что вы можете сделать сами для себя. Мой совет - участвуйте в онлайн-консультациях и интернет конкурсах, таких сервисов сейчас полно. Создайте свою группу или дайте рекламу в соц. сетях. Делайте из своего имени бренд, что бы оно было на слуху. Разговаривайте и общайтесь с клиентами. Во время общения не забывайте делать продажи своих услуг. Отличные курсы продаж в «Евросети». Я специально на один месяц туда устроился и прошел весь курс. Ваше развитие - только в ваших руках.

Не наседайте на своего директора слишком. Вы отработали свои 10 часов и ушли домой, а он продолжает работать, развивать салон и после закрытия.

И не смотрите на клиента как на кошелёк. Заботьтесь о клиенте. Заботы в наше время очень мало. Успех вам будет обеспечен.

 

 

 

Читать на "Море Салонов"